... Комод со старыми вещами,
О предках память сохранит.
На славу сделан, мастерами,
Пусть он подольше постоит…
(Игнатов Александр)
Практичные и декоративные шкафы менялись в своих стилях от простого приземистого шкафа с ящиками, что находились в большинстве домов XIX века, до изощрённого лакированного комода с декором из золоченого металла, созданного Мартином Карленом для родственников Людовика XVI.Все они служили общей цели: сделанные как функциональный предмет мебели для хранения, впоследствии стали символом благосостояния владельца и показателем вкуса.

Изменение формы и размеров шкафов происходило от небольшого низкого сундука к высокому двухчастному шкафу с ящиками на четырёх ножках.
Создаваемые известными мастерами-мебельщиками, эти шкафы декорировались фанеровкой, маркетри, паркетри или росписью.






Непреходящая популярность шкафов способствовала сохранению экземпляров разных эпох, продолжающих доставлять удовольствие и сегодня.

Формы комодов
Комод-бомбе, 1750. Тип комода с раздутой неровной нижней частью.

Волнообразный комод. Тип комода с наружной линией двоякой кривизны.

Комод итальянской фабрики Luigi Volpi
Лучковая форма буфета



Основная форма шкафа с ящиками была развита в Англии около 1650 года. Подобные шкафы имели каркасно-панельную конструкцию до тех пор, пока европейские ремесленники, последовавшие за Карлом II в Англию после Реставрации 1660 года, не принесли новую технологию, постепенно сменившую традиционные методы. Эта сборная конструкция представляла собой каркас из дешёвых пород дерева (ель, дуб), чьи части имели соединение типа «ласточкин хвост» и впоследствии были покрыты фанеровкой из благородных пород, таких, как орех.
Многие шкафы этого периода имели декор, исполненный в технике маркетри и паркетри; во времена королевы Анны, однако, большее значение приобрели эстетические достоинства естественного рисунка волокна в ореховом шпоне, его расположение на поверхности ящика и шкафа в целом.

Чтобы еще более обогатить живописный эффект и достичь иллюзорности изображений, мастера применяли множество специфических приемов: протравливание, гравировку, поджиг и подкрашивание отдельных деталей и т.п. Наиболее типичными мотивами декора мебели были геометрические рисунки, цветочные и растительные узоры, архитектурные пейзажи, изображения трофеев или музыкальных инструментов, а также жанровые сценки.

Появление геометрических узоров связывают с именем французского мастера XVII века Жана Масе. Помимо мебели он изготавливал паркетные полы. Один из таких полов (parquet marquetй), украсивших Palais-Royal и поразивших весь Париж, был заказан королевой Анной Австрийской. С тех пор термин «паркетри» (parquetry) ассоциируется с декором полов или мебели с геометрическими рисунками.

Предполагается, что широкое внедрение в то же время в отделку французской мебели цветочных мотивов связано с деятельностью знаменитого Пьера Голля, работавшего при короле Людовике XIV на фабрике Гобеленов.

В середине XVIII века работа в технике маркетри стала одним из главных критериев в определении мастерства краснодеревщиков всех европейских стран. Каждая национальная школа имела «свое лицо» и ведущих специалистов в этой области, таких как Джузеппе Маджолини в Италии, отец и сын Рентгены в Германии, Джон Линнелл, Томас Чиппендейл, Вильям Инс и Джон Мэйхью в Англии. Самая крупная школа образовалась во Франции, где работали десятки известнейших мебельщиков — Андре-Шарль Буль, Антуан Гудро и Шарль Крессан, Жан-Франсуа Эбен и Анри Ризенер, Робер Годре и семья Ван Ризенбург, Жан-Франсуа Лелe и Рене Дюбю, и многие другие.
В XVIII веке французские стили и формы оказали существенное влияние на европейский мебельный дизайн: прямоугольные шкафы с ящиками сохранили свою популярность в Англии до середины столетия, тогда как французские волнообразные формы шкафа всё больше завоёвывали признание публики.

В 1770-е годы возник тип полуциркульного лучкового шкафа, который подобно прямоугольному оставался популярным и в следующем столетии. В XIX веке сосна была материалом, широко используемым для шкафов бедными слоями населения, тогда как состоятельные покупатели предпочитали красное дерево.
Комоды, богато декорированные шкафы с ящиками, предназначенные для расположения в салонах и гостиных, впервые появились во Франции XVIII века и впоследствии распространились по всей Европе.


Мастера многих стран уделяли особое внимание изготовлению этого престижного предмета мебели. Комоды были снабжены ящиками и дверцами, за которыми также могли быть расположены наборы ящиков.


Среди обильного использования декоративных материалов и средств особо выделяются маркетри, паркетри, роспись, фарфор, панели венецианской мозаики, техника Буля, золоченые металлические детали.


Известные в Англии под именем «французских комодов» они обычно имели деревянную столешницу, столь же популярную, что и мраморные столешницы во Франции.



Форма типично английского комода впервые возникла в 1740-е годы, и его ранние образцы имели очертания близкие видам волнообразного шкафа или комода-бомбе, но столетие спустя они приобрели низко опущенный фасад и во времена Регенства стали более прямоугольными.


Комоды оставались в моде в течение XIX века во многих европейских странах.
По материалам: Антикварная мебель. Иллюстрированное руководство по определению стилей мебели. Тим Форрест.